Размер Цвет Изображения Выйти

Жанна Филатова о спектакле "Забыть Герострата!"

Забыть Герострата!
(Журнал "Театральная афиша", июнь-июль 2011 года)

"Две узкие деревянные плоскости под углом в сорок пять градусов ведут вниз. Это и лестница в тюремный подвал, и крутая горная тропинка к морю, и площадки во дворце Тиссаферна — сатрапа персидского царя. Здесь разворачивается история о Герострате, который уничтожил храм Артемиды в 356 году нашей эры и имя которого осталось в веках, вопреки всякому здравому смыслу и благодаря человеческим слабостям...

Создатели спектакля сознательно ушли от каких-либо намеков на историческую точность повествования..."



Ге­рои трагикомедии, одетые в светлые льняные брюки, рубахи, вязаные сви­тера и легкие туники, комфортно чув­ствуют себя в условном пространстве, ведь они разыгрывают сочинение Гри­гория Горина, написанное автором в наше время и о нас. Последние отблески страшного по­жара медленно угасают, и могучий разъяренный Тюремщик (Михаил Ба­сов) тащит в темницу юного Геростра­та (Андрей Васильев). Поджигатель не на шутку напуган: руки у него трясутся, он жалобно ноет и забивается в угол, словно боясь сиюминутной рас­правы. Рядом с ним преклоняет коле­ни Ангел (Мария Федосова). Суще­ству, облаченному в белые одежды, не­обходимо знать, какие чувства испы­тывает Герострат, о чем он думает, чего ожидает. Вначале робко, потом смелее и смелее преступник раскрывает тайну своего поступка. «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь» — вот му­дрость, открытая Геростратом. Но та­кие, как он, не возникают сами по се­бе. Они порождение мира, в котором живут, людей, которые их окру­жают. И Герострат стал Герост­ратом благодаря жителям слав­ного Эфеса. Продажный Тюрем­щик при виде золотой монеты в руке узника быстро сменит гнев на милость. Алчная сме­калистая ростовщица Крисилла (Лидия Савченко) не устоит пе­ред соблазнительным предло­жением Герострата распростра­нить его рукопись и тем самым сколотить состояние. Жена пра­вителя Тиссаферна красавица Клементина (Диана Максимова), недолго думая, отдастся хитре­цу лишь за то, чтобы перед смертью он назвал ее имя, дабы оно осталось в веках. А добро­душный с виду толстяк Тиссаферн (Кирилл Петров), боясь разоблачений, сам вложит в ру­ку поджигателя храма Артемиды нож, чтобы тот зарезал его луч­шего друга, неподкупного Клеона (Дмитрий Карпеев). Людские жадность, тщеславие, трусость неискоренимы, а еще страшны, если попадают в руки умелого манипулятора. Из затравленно­го, жалкого создания, каким был в начале, Герострат Васи­льева превращается в холеного, наглого циника, всех презирающего и на все способного. Но «горе на земле не вечно», и вот уже раздаются голоса, стучат топоры и жители Эфеса строят новый храм. Среди них Тюремщик, Крисилла, Кле­ментина, Тиссаферн, Клеон. И полу­воздушные колонны из легкой белой ткани, словно лучи солнца, струятся откуда-то сверху, заполняя сцену чи­стым серебристым светом... Жанна Филатова «Театральная афиша», июнь-июль 2011 г.