Размер Цвет Изображения Выйти
Труппа //

Славина Зинаида Анатольевна


Народная артистка России.

6 апреля 1940 - 3 сентября 2019.

Родилась в 1940 г. в Петергофе.

С юных лет Зинаида Славина знала, что будет актрисой. В этой мечте ее всегда  поддерживала мама: «Мама тонко чувствовала дар, которым меня наградили свыше. Она верила в мой успех, словно знала наперед все, что меня ждало».

Зина играла в школьном драматическом кружке. «Тогда, в самом начале, я убедилась: я – актриса, - вспоминала Зинаида Анатольевна. - И ни секунды не сомневалась в своем предназначении».

В 1964 году Зинаида Славина окончила Театральное училище им.Щукина (курс А.А.Орочко), сыграв главную роль в спектакле «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Любимова. Этим же спектаклем, ставшим легендой отечественной сцены, открылся Театр на Таганке, а имя Зинаиды Славиной, бессменно игравшей Шен Те в течение 25 лет, оказалось навсегда вписанным в историю русского театра.

Четверть века Зинаида Анатольевна была ведущей актрисой Театра на Таганке. За это время ею было сыграно более двадцати ролей.

Говоря о ее работах в Театре на Таганке, невозможно не упомянуть роль Ниловны в спектакле «Мать», Пелагеи в «Деревянных конях», Ольги Берггольц в «Павших и живых», Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании», работы в постановках Юрия Любимова «Живой», «Антимиры», «Послушайте!», «Тартюф», «Мастер и Маргарита»…

Роль Василисы в спектакле «На дне» в постановке А.В.Эфроса буквально вернула Зинаиду Анатольевну к жизни после отъезда из страны Ю.П.Любимова: «Эфрос верил в меня. И помог, когда дал роль горьковской Василисы в спектакле «На дне». Все силы, все эмоции стали работать на роль. С помощью режиссера я сумела выплеснуть злость и обиды на сцене. Я снова почувствовала свою актерскую силу, принадлежность к театру, поняла, что по-прежнему нужна зрителю».

Роли в театре на Таганке: 

"Добрый человек из Сезуана" (Б. Брехт, режиссер Ю.П.Любимов);

"Живой" (Б. Можаев, режиссер Ю.П.Любимов);

"Деревянные кони"  (Ф.Абрамов, режиссер Ю.П.Любимов);

"Антимиры" (А. Вознесенский, режиссер Ю.П.Любимов);

"Послушайте" (В. Маяковский, режиссер Ю.П.Любимов);

"Что делать?" (Н.Чернышевский, режиссер Ю.П.Любимов);

"Мать" (М. Горький, режиссер Ю.П.Любимов);

"Мастер и Маргарита"  (М.Булгаков, режиссер Ю.П.Любимов);

"Преступление и наказание" (Ф. Достоевский, режиссер Ю.П.Любимов);

"На дне" (М. Горький, режиссер А.В. Эфрос);

«Прекрасное воскресенье для пикника» (Т.Уильямс, режиссер А.В.Эфрос).

В 1993 году театр разделился, и Зинаида Славина оказалась во вновь созданном «Содружестве актеров Таганки», который возглавил Николай Губенко.

«Когда я выхожу на сцену,- говорила Зинаида Анатольевна, - я хочу поддержать зрителя. В его надежде. В желании жить и бороться».

«Зина – потрясающая работяга. Такая лошадка, которая всю жизнь, от восхода до заката, ходит по кругу. По кругу театра, - сказал однажды о ней Николай Губенко. - Это блистательная, подвижническая отдача себя».

Роли в театре "Содружество актёров Таганки" (режиссер-постановщик – Н.Н.Губенко):

«Белые столбы» - Доктор (1994);

«День Победы» (1995);

«Иванов» – Зинаида Саввишна (1997);

«ВВС» (Высоцкий Владимир Семенович) (1998);

«Афган» – мать Коли Платонова (1999);

«Очень простая история» - Лошадь (2002);

 «Четыре тоста за Победу» (2005);

«Мисс и Мафия» - Кутузов (2007).

 

Талант и фантастический темперамент выдающейся трагической актрисы, как единодушно именовали ее зрители и театральные критики, к тому времени уже стали чем-то вроде сценического эталона, легендой московских подмостков. Однако в созданных ею образах теперь более заметно проявлялись полутона и тонкие грани; она, как многоопытный и зрелый мастер, отшлифовывала все мельчайшие нюансы характеров своих героинь.

    Те, кто видел Зинаиду Анатольевну в спектаклях Николая Губенко, никогда не забудут ее необыкновенную самоотдачу, силу и страсть, боль и нежность, которые она буквально выплескивала в зрительный зал.

А вот что сама выдающаяся актриса говорила о театре и о его месте в своей жизни: «Я всегда очень любила театр. Театр был и остается для меня главным в жизни. Здесь особый дух, особый аромат. …Кино не так мощно вторгается в душу. …У меня в кино были три главные роли и семь ролей второго плана. Но второстепенных для меня не было. Кинозвездой не стала, но я и не стремилась к этому. Случалось, расстраивалась от невнимания кинорежиссеров. Но, поверьте, чуть-чуть. Театр давал мне все».       

 

Работа в театрах: 

с 1964 г. по 1993 г.  - Московский театр драмы и комедии на Таганке;

с 1993 г. - театр "Содружество актеров Таганки".

 

Роли в фильмах:

1985 – «Новоселье» (фильм-спектакль); 

1984 – «Иван Павлов. Поиски истины»;  

1983 – «Найди на счастье подкову»;

1982 – «Детский мир»;  

1982 – «Бой на перекрестке»;

1980 – «Юность Петра» | «Peters Jugend»;  

1980 – «Там, за семью горами»;

1979 – «Полоска нескошенных диких цветов» | «Смужка нескошених диких квітів» (1977);

1977 – «Нос»;

1976 – «Мартин Иден» (фильм-спектакль); 

1976 – «Возвращение» | «Tagasitulek» (короткометражный);

1975 – «Н.А. Некрасов. Русские женщины» (фильм-спектакль);  

1974 – «Иван да Марья»;

1973 – «Фредерик Моро» (фильм-спектакль);  

1973 – «Товарищ генерал»;  

1973 – «Каждый вечер после работы»;  

1972 – «Четвёртый»;

1972 – «Вашингтонский корреспондент» | «Вашынгтонскі карэспандэнт»;  

1971 – «Егор Булычов и другие»;  

1970 – «Салют, Мария!»; 

1970 – «О друзьях-товарищах»;  

1968 – «Новенькая»; 

1968 – «Жил человек»;

1967 – «Софья Перовская»;  

1967 – «Сергей Лазо»; 

1967 – «Происшествие, которого никто не заметил»;  

1965 – «Дорога к морю». 

 

Озвучивание:

1973 – «Опознание»;

1971 – «Гойя, или Тяжкий путь познания» | «Goya or the Hard Way to Enlightenment» | «Goya - oder Der arge Weg der Erkenntnis» (ГДР, СССР, Болгария, Югославия);

1969 – «Мистерия-Буфф» (анимационный).

 

Принимала участие в документальном фильме «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (1987).