Размер Цвет Изображения Выйти

Интервью с Марией Федосовой, режиссером и актрисой театра "Содружество актеров Таганки"

С актрисой и режиссером Марией Федосовой пообщалась ведущая рубрики новостей в мире культуры "Интернет-Радио ДИАЛОГ" Юлия Фильчакова.

В театре «Содружество актеров Таганки» актриса Мария Федосова играет в 20 (!) спектаклях, побуждая зрителей окунуться в  атмосферу того времени, в котором живут герои; найти ответы на многие вопросы, созвучные нашему времени; сопереживать, думать, страдать, надеяться, ведь театр должен вызывать определенные эмоции у зрителя, а добиться этого возможно, благодаря талантливой актерской игре. 

В этом году у актрисы творческий юбилей-20 лет на сцене одного театра- «Содружества актеров Таганки», где несколько лет назад она решила расширить  границы своих творческих возможностей, попробовав свои силы в режиссуре. О том, как  за эти 20 лет изменился подход к актерской профессии, куда сместился вектор развития театра в нашей стране, достаточно ли начинающему актеру амбиций и  высокой самооценки для успешной карьеры, или, все же, без таланта не обойтись, - обо всем этом и многом другом рассказала актриса и  режиссер  Содружества актеров Таганки Мария Федосова.THt9aFbTUX8.jpg

-Мария, когда вы вдруг поняли, что хотите быть актрисой и никем более?

-Я это поняла еще в детстве, увлекаясь любительскими спектаклями в театральном кружке. Окончив школу, поступила в ВТУ им. Щепкина. Теперь здесь параллельно с РАТИ (ГИТИСом) преподаю и вхожу в состав комиссии, отбирающей талантливых и перспективных среди абитуриентов, покоряющих театральные ВУЗы. 

-Можно ли быть успешным актером/актрисой, не имея к этому способностей, но обладая высокой самооценкой, уверенностью в своих силах, перенимая опыт у коллег по цеху?

-Без таланта можно стать успешным, востребованным, но нельзя завоевать зрительскую любовь. Хотя и это возможно сейчас... Например, в кино, не имея таланта, можно быть убедительным в кадре. Можно снять несколько дублей и выбрать лучший. В театре гораздо сложнее тем, у кого нет способностей. Здесь нужно проживать жизнь героя, и каждый раз это по-разному происходит. Но, талантливый человек, при этом может сам погубить себя, если у него нездоровая психика, если он не может выстроить отношения с коллегами. Я работала с такими людьми. 

Театром должны заниматься психически здоровые люди. Ремеслу научиться можно, таланту-нельзя. Но ремесло может сделать чудеса, если есть минимальные способности.

-Как вы попали именно в этот театр, окончив в 1999 году ВТУ им. М. Щепкина?

-Мой друг, однокурсник Владимир Завикторин, у которого я сейчас буду играть в его дебютном спектакле «Любовь до потери памяти» (Прим. Премьера намечена на 30 марта), уже зимой попал в этот театр, тогда, когда там ставили спектакль «Афган», и нужны были молодые парни-актеры. А летом, он подвел меня к стенду в ВТУ им. М. Щепкина, на котором было объявление о том, что в Содружество актеров Таганки требуются актрисы на роль Нины Заречной в «Чайке» и на роль Саши Лебедевой в спектакль «Иванов» по А. Чехову. Я пришла на прослушивание, прочитала стихи М. Цветаевой, сыграла на гитаре и меня взяли! Ну, а дальше я перенимала опыт у актрис старшего поколения, работавших в свое время еще в той легендарной Таганке, популярной в 1960-1970-е годы. Тогда, в конце 1990-х в театре еще работали активно Славина, Жукова, ШацкаяКорнилова, Лукъянова, Сайко и другие.

-Многие актеры, имея успех в кино и/или театре, в какой-то момент решили стать режиссерами. Так, например, артист театра им. Евг. Вахтангова Ю. Любимов в 47 лет, поняв, что ему надоели парики, грим и вообще тесно в актерской профессии, пробует свои силы в режиссуре театральной. Константин Хабенский, снимаясь в военной драме «Собибор», высказывая свое виденье съемочного процесса, в итоге, не только снялся, но и снял это кино. А что побудило вас стать театральным режиссером?

-Мне в какой-то момент захотелось быть не краской на холсте, а художником. Я училась режиссуре у А. Васильева. В театре я поставила спектакль «Бешеные деньги» по А.Островскому, а потом «Бег» по М.Булгакову и «Спасти Хлестакова?» по мотивам пьесы Н.Гоголя «Ревизор». Почему по мотивам? Потому что, на мой  взгляд, финал этой истории мог быть другим. Именно это я и добавила в свой спектакль «Спасти Хлестакова?», отклонившись слегка от произведения писателя. 

-Как вам удается найти, будучи режиссером, подход к каждому актеру, выстроить диалог с каждым из них, ведь у них есть свой взгляд на переложение пьесы, и, возможно они тоже вносят в ходе репетиций свои коррективы?

-Да, безусловно, это непросто, так как, во-первых, у меня в спектаклях всегда задействованы артисты разных поколений, и есть среди них те, кто значительно старше меня, кто может и хочет порой и меня чему-то научить, ну, а, во-вторых, действительно, иногда и артисты дают советы мне, режиссеру, но я прислушиваюсь к ним, могу и их идеи рассмотреть и претворить в жизнь в этом спектакле.

- Чем ваш режиссерский почерк отличается от принципов работы художественного руководителя, режиссера Николая Губенко?

- Николай Николаевич ставит спектакли, показывая, рассказывая артистам о том, что и как должно быть на сцене. Я же, работая с артистами, всегда выступаю не только как режиссер-постановщик, но и как педагог, который постоянно чему-то учит всех коллег, объясняет, почему именно так, а не иначе надо сделать что-то, как словом, пластикой, движением вызвать определенную эмоцию у зрителя. 

После вашей дебютной режиссерской работы «Бешеные деньги» по А.Островскому, репертуар театра обогатился еще двумя вашими спектаклями («Бег» по М.Булгакову и «Спасти Хлестакова?» по мотивам пьесы Н.Гоголя «Ревизор»). Спектакли по произведениям Н. Гоголя ставили и ставят сейчас во многих театрах страны. К творчеству А. Островского обращались и обращаются театральные режиссеры до сих пор, не только потому, что темы, затронутые им в пьесах, актуальны и в XXI веке, но еще и потому, что в художественно-техническом плане инсценировать его произведения легче, проще, нежели булгаковские, хотя и в творческом наследии М. Булгакова есть темы, созвучные нашему времени. Однако самое любимое произведение самого писателя - «Бег», написанный им в 1927 году, имел сложную сценическую судьбу-за 92 года только 7 постановок, часть которых приходится уже на 2000-е годы. Чем, на ваш режиссерский взгляд, это обусловлено?

- Уже скоро будет ставить «Бег» и Сергей Женовач. И я, кстати, с интересом посмотрю его работу с замечательным актерским составом!

Ну, думаю, что редкое обращение режиссеров к этому произведению обусловлено, во-первых, тем, что в булгаковском «Беге» очень много действующих лиц, причем герои разного возраста. Во-вторых, сложность еще и в том, как представить на сцене эту суету, этот бег, метания людей в последние дни гражданской войны, эту эмиграцию в Константинополь. Решено было представить сцену, лишенную на время спектакля первых трех рядов партера, как единое целое со зрительным залом, что дает возможность не только показать отчаяние людей, их бег, но и добиться от зрителя ощущения вовлеченности во все происходящее, «очевидцем» которого они являются.

-Интересно еще и то, что вы, выбрав булгаковский «Бег», при этом сами не являетесь поклонницей творчества писателя. Почему же тогда, вы обратились к его творческому наследию и выбрали именно «Бег»?

Да, действительно, я люблю произведения Л. Толстого и Ф. Достоевского, но выбрала для инсценировки «Бег» Булгакова, потому что, там очень много героев, и характер каждого подробно «прорисован» Булгаковым. А, кроме того, по прошествии почти ста лет с момента написания «Бега», это произведение не утратило своей актуальности и в наши дни.

-Как вы относитесь к критике? Читаете ли отзывы зрителей? Важно ли вам это?

-Вы знаете, я не читаю отзывы какое-то время, а потом, вдруг, могу сесть и прочитать все сразу.

-Отзывы о вашем спектакле «Бег», впрочем, наверное, как у всех и всегда, -сколько людей столько и мнений, так и сейчас – противоречивы: одни говорят, что это «лучшая постановка Москвы за последнее время…», другие-«никогда еще не видел такого количества людей, покинувших театр во время антракта, не говоря уже об уходивших прямо во время спектакля…».

- А вы знаете, сколько людей покидало театр им. Евг. Вахтангова во время «Бег» режиссера Бутусова?! В первые полчаса уходило четверть зала! Я не хочу защищать свой спектакль, хотя это мое детище, но, наверное, я должна это сделать. 

Лично я к критике отношусь болезненно. Но, если число положительных отзывов больше отрицательных, это меня радует. Я очень переживала, болезненно воспринимала все негативные отзывы. А потом я поняла, что в этом спектакле целостная атмосфера, здесь живые эмоции и чувства, в том числе, благодаря талантливым актерам, тому же Паше Афонькину, который сыграл генерал-лейтенанта Романа Хлудова. Это всегда новорожденное, живое. Зритель ходит за эмоциями и чувствами в театр, и это все может дать не каждый театр сегодня. И мне кажется, в этом фишка двух моих работ - и в «Спасти Хлестакова?» («Ревизор»), и в «Беге».

 И еще, когда мне говорят: «Ой, так кричат, шумят!», я отвечаю: «А как вы передадите это ощущение ада? Это ощущение волны, бега, люди все идут, и идут, и идут! Это ощущение без людей передать нельзя. И на контрасте возникает 2-ой акт с этим томлением, зноем; сытым или голодным, грязным портом; по кругу играющей пластинкой; с этой потерявшейся в пространстве проституткой; эти матросики интернациональные, которые, как манну небесную ждут каждый корабль, как событие; с этими турками, к которые там живут и к ним понаехали русские, и их тоже понять можно.  Вот чтобы все это почувствовать, этот бархатный звездный Париж с гламурными девочками, этот зной, нужно выбраться из этого ада. Первые 4 сна у Булгакова - Россия, когда отчаливает этот пароход с Ф. Шаляпиным и они больше туда не вернутся, и не увидят это небо голубое, это русское небо с облаками. Но там, за границей уже нет такого неровного неба с облаками, которое мы здесь не любим, и не ценим. Мне кажется в этом спектакле это все есть!

-О каких ролях в театре вы мечтаете сегодня?

 -Ммм…не думала, что будет так сложно отвечать на этот вопрос… Пожалуй, о ролях чеховских героинь или что-то вроде Мамаши Кураж или Анну Каренину Льва Толстого. Но это должна быть спорная, противоречивая роль. Это должна быть роль под стать моему возрасту. Мне не интересно сейчас играть юных героинь.

-Чем планируете порадовать зрителей вновь, как режиссер-постановщик?

-Николай Николаевич просит принести заявку на новый спектакль, но пока я хочу взять перерыв, подумать, попасть в себя. А чего же мне самой хочется? Сейчас мне хочется не пьесу, а прозу.

С актрисой и режиссером Содружества актеров Таганки общалась Юлия Фильчакова. 

 ИСТОЧНИК.