Размер Цвет Изображения Выйти

Надежда Тэффи: знакомая и неизвестная

В репертуаре Содружества актеров Таганки (САТ) произошло «пополнение». На сей раз режиссер театра Екатерина Королёва обратилась к творчеству и мемуарам Надежды Тэффи.

Имя писательницы, популярной в начале прошлого столетия, в нынешнем - мало кому известно. А, между тем, ее юмором, иронией, сатирой, красотой и талантом восхищались современники. Среди них не только коллеги по перу Константин Бальмонт и Иван Бунин, но и Григорий Распутин, и даже последний император Российской империи – Николай II. Когда однажды у Николая II спросили, кого из русских писателей он хотел бы видеть в юбилейном сборнике в честь 300-летия царствования дома Романовых, он воскликнул: «Одну Тэффи!»

Особенностью этого театра является, во-первых, то, что в нем в отличие от многих других столичных театров, относятся с большой долей внимания к юбилейным датам (так, в ноябре 2019 года состоялась премьера спектакля «Докторъ А.П. Чеховъ. Об-хо-хочешься!», и это в преддверии 160-летия со Дня рождения классика).

Во-вторых, в этом театре, иной раз обращаясь к творческому наследию писателей XX века, выбирают те произведения, которые не встречаются на каждом шагу в театральном мире. Это те романы, которые редко кто из режиссеров в силу разных объективных технических и других причин не решался инсценировать, как, например, роман «Бег» Михаила Булгакова. Который в целом был поставлен менее, чем на десяти сценах России.

Ну, и, наконец, еще одна изюминка этого театра кроется в том, что здесь раскрывают не только извечные темы борьбы добра и зла, любви и ненависти, дружбы и вражды, но и показывают истории из жизни самих писателей. И таким спектаклем стал «Дурак - это хорошо!» режиссера-постановщика Екатерины Королевой.

Она же и сама играет в этом спектакле. На ее счету множество актерских ролей, но также довольно много и режиссерских работ. Спектакль «Дурак-это хорошо!» - далеко не первая ее постановка. Как режиссер, Екатерина Королева дебютировала еще 9 лет назад, в 2011 году поставив спектакль "Забыть Герострата!" по пьесе Григория Горина. Вслед за этим последовал спектакль "Приключения Львёнка" - музыкальная сказка по произведению В. Лившища и Н. Кичановой "Таинственный гиппопотам", "Чиполлино" - музыкальная сказка по произведению Джанни Родари "Приключения Чиполлино", "Великий нахал, или страсть Художника" - по пьесе Елены Исаевой "О-БОН", "Тайна Цветика-семицветика" - музыкальная сказка по произведению Валентина Катаева "Цветик-семицветик" и "Царевна-лягушка" - музыкальный спектакль по русской народной сказке. И вот, на Малой сцене премьера – спектакль «Дурак-это хорошо!».

Название спектакля уходит своими корнями в начало прошлого века. Именно тогда Надежда Лохвицкая взяла себе псевдоним, написав одноактную пьесу. А как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, она совершенно не знала.

По словам писательницы, «все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут. Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то, ни сё. Но что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливы… И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнавался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и послала её прямо в дирекцию Суворинского театра».

Ну а в театре «Содружество актеров Таганки» это вспомнили, дав название новому спектаклю.

В основе постановки лежат мемуары Надежды Тэффи, с эпизодами жизни которой переплетаются фрагменты ее литературных произведений. Режиссер охарактеризовала жанр спектакля как иронию, хотя в течение двух часов она здесь едва ощутима.

Скорее чувствуется мелодрама, смешанная с драмой. Именно такой была и сама жизнь «королевы юмора», названной так современниками. Она умела шутить и говорила, что «ее жизнь – анекдот, а значит - …». А значит, история о королеве юмора Надежде Тэффи полна иронии и смеха, хотя порой казалось, вовсе было не до него – грянула Революция, после которой она эмигрировала в Париж, где, правда, завоевала любовь читателей среди русских эмигрантов. В Париже одна за другой выходят её книги - «Так и жили», «Городок», «Ведьма», «О нежности» и другие – всего около 30. Но потом вслед за радостью от творческой реализации последует период фашистской оккупации во время Второвой мировой войны, голод, бедность и болезни…

Ее литературные истории порой тоже грустны (суд людей, гильотирование…). Но, несмотря на это, актеры под руководством режиссера решили поставить акцент на стремлении Тэффи находить что-то радостное, не терять задор. И им это удалось! Они поют песни, жонглируют словами, ищут стихотворные рифмы, играют на разных музыкальных инструментах, ловко взбираются по лестнице на антресольный этаж, созданный на сцене, и проделывают это уйму раз за два часа, что идет спектакль.

Кроме того, они обращаются к зрителям, задают вопросы, показывают фокусы, приглашают людей на сцену – все это пробуждает внимание публики ко всему происходящему. В спектакле заняты: Екатерина Королёва, Елена Оболенская, Надежда Бодякова, Евгений Бодяков и Нико Саладзе. Особенностью актерской игры является то, что практически каждый из артистов перевоплощается в разные роли на протяжении всего спектакля.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Содружество актеров Таганки» («САТ»).

Юлия Фильчакова,
журналист Интернет-радио «Диалог».

ИСТОЧНИК