Размер Цвет Изображения Выйти

6 апреля Зинаиде Анатольевне Славиной исполнилось бы 80 лет.

«Я живу.
Живу театром…
люблю жизнь и людей.
И бесконечно счастлива,
что судьба оказалась
ко мне благосклонной,
одарив любовью».

З. СЛАВИНА

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК РУССКОГО ТЕАТРА

С юных лет она знала, что будет актрисой. В этой мечте ее всегда поддерживала мама: «Мама тонко чувствовала дар, которым меня наградили свыше. Она верила в мой успех, словно знала наперед все, что меня ждало».

Зина играла в школьном драматическом кружке. «Тогда, в самом начале, я убедилась: я – актриса. И ни секунды не сомневалась в своем предназначении».

В 1964 году Зинаида Славина окончила Театральное училище им.Щукина (курс А.А.Орочко), сыграв главную роль в спектакле «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Любимова. Этим же спектаклем, ставшим легендой отечественной сцены, открылся Театр на Таганке, а имя Зинаиды Славиной, бессменно игравшей Шен Те в течение 25 лет, оказалось навсегда вписанным в историю русского театра.

Четверть века Зинаида Анатольевна была ведущей актрисой Театра на Таганке. За это время ею было сыграно более двадцати ролей.
«Я всегда очень любила театр. Театр был и остается для меня главным в жизни. Здесь особый дух, особый аромат. …Кино не так мощно вторгается в душу. …У меня в кино были три главные роли и семь ролей второго плана. Но второстепенных для меня не было. Кинозвездой не стала, но я и не стремилась к этому. Случалось, расстраивалась от невнимания кинорежиссеров. Но, поверьте, чуть-чуть. Театр давал мне все».

Говоря о ее работах в Театре на Таганке, невозможно не упомянуть роль Ниловны в спектакле «Мать», Ольги Берггольц в «Павших и живых», Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании», в «Живом», «Антимирах», «Тартюфе», «Мастере и Маргарите",а также Василисы в спектакле «На дне» в постановке А.В.Эфроса, который смог вернуть ее к жизни после отъезда из страны Ю.П.Любимова. «Он верил в меня. И помог, когда дал роль горьковской Василисы в спектакле «На дне». Все силы, все эмоции стали работать на роль. С помощью режиссера я сумела выплеснуть злость и обиды на сцене. Я снова почувствовала свою актерскую силу, принадлежность к театру, поняла, что по-прежнему нужна зрителю».

А чуть раньше Зинаида Славина встретила своего главного мужчину. «У нас была любовь с первого взгляда. Мы пронесли ее через всю жизнь... Мы вместе много лет, а влюбленность осталась такая же, как в молодости».

В 1993 году Театр разделился, и Зинаида Славина оказалась во вновь созданном «Содружестве актеров Таганки», который возглавил Николай Губенко.
«Когда я выхожу на сцену, я хочу поддержать зрителя. В его надежде. В желании жить и бороться».
«Зина – потрясающая работяга. Такая лошадка, которая всю жизнь, от восхода до заката, ходит по кругу. По кругу театра», - сказал однажды о ней Николай Губенко. - «Это блистательная, подвижническая отдача себя».
Талант и фантастический темперамент выдающейся трагической актрисы, как единодушно именовали ее зрители и театральные критики, к тому времени уже стали чем-то вроде сценического эталона, легендой московских подмостков. Однако в созданных ею образах теперь более заметно проявлялись полутона и тонкие грани; она, как многоопытный и зрелый мастер, отшлифовывала все мельчайшие нюансы характеров своих героинь.
«Второго такого театра сейчас нет. И таких спектаклей, как у нас, тоже нет ни в одном другом театре Москвы».
Те, кто видел Зинаиду Анатольевну в спектаклях Николая Губенко, никогда не забудут ее необыкновенную самоотдачу, силу и страсть, боль и нежность, которые она буквально выплескивала в зрительный зал.

Бессчетное количество раз выходила эта великая актриса на сцену и, беря зрителя в партнеры, отдавала ему себя без остатка. Давайте будем помнить ее такой – влюбленной в театр, неистовой, яркой, необыкновенно добросовестной и требовательной к себе, ранимой и трогательной…
«Творить добро на сцене и не творить его в жизни, на мой взгляд, невозможно… вне сцены я жила и живу, руководствуясь верой в добро».

Спасибо Ирине Яцыниной и Наталье Старковой за предоставленный архивный материал.