Размер Цвет Изображения Выйти
Владимир Высоцкий //

По Высоцкому на Таганке звонит колокол

Последняя декада июля 1980 года. В Москве – Олимпийские игры. Но все отодвинуто на второй план, когда пришло трагическое известие – умер Высоцкий. Кто был на гражданской панихиде и на похоронах Владимира Семеновича, тот этого не забудет никогда. Сказать, что толпы москвичей и огромное количество приезжих со всех концов Советского союза пытаются пройти к зданию Театра на Таганке, - это ничего не сказать. Наблюдал такую сцену, которая у меня навсегда осталась перед глазами. Перед входом в здание на букетах цветов лежит гитара. Количество букетов растет буквально в считанные минуты. И поднимается гитара к балкону. Потом приезжает машина, цветы забирают, и гитара опять растет вместе с букетами цветов. О гитаре помнили, и тогда она стала символом спектакля, который готовили к годовщине смерти Владимира Высоцкого на Таганке. Сохранилась видеозапись репетиции спектакля. И когда сейчас смотришь репетицию, слушаешь актеров, понимаешь, как была велика любовь соратников, друзей, настоящих актеров к своему ушедшему товарищу. Звучит песня «Протопи ты мне баньку». На сцене мы видим В. Золотухина, Л. Филатова, А. Демидову, Н. Губенко, В. Смехова. Б. Хмельницкого – они еще все вместе, вместе с Юрием Любимовым и создают спектакль, ставший явлением в жизни страны – «Владимир Высоцкий». Спектакль играть не разрешали. Но два раза в году, не смотря на запреты, он шел – в день смерти и в день рождения. И был в спектакле образ – белый занавес, как трагический перифраз «Гамлета» - лучшего, по-моему, спектакля Таганки 70-х, в котором Высоцкий сыграл пронзительно и свою собственную трагедию. «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним» - эта песня Володи стала лейтмотивом спектакля-понимания, спектакля-прощания не только с Высоцким, но, как оказалось, и с той старой Таганкой, которой больше нет. В 1984 году Любимов уехал в Лондон. И тогда многие поняли – эпоха Таганки завершилась. И больше нельзя было играть спектакль «Владимир Высоцкий». Но актеры совершали подвиг и играли. И звучало в зале, в котором во многих спектаклях принимал участие Высоцкий, то, что нельзя было забыть: «Чуть помедленнее, кони…» и был финал. Посередине сцены стояла гитара великого барда, а по обе стороны от нее располагались актеры. И запоминались слова Л.Филатова: «Смерть нельзя сыграть». И шли размышления: если смерть есть, то почему ее так боятся. Прошло семнадцать лет… и вот сенсационное сообщение. В марте Содружество актеров Таганки поставило спектакль «ВВС – Высоцкий Владимир Семенович». Постановку осуществил народный артист России Николай Губенко. Не буду перечислять, кто занят в этом спектакле – все, вся труппа. Есть своеобразный лейтмотив и в этом спектакле. На сцене висит колокол, который звонит по Высоцкому и по каждому, кому небезразлично творчество талантливейшего российского актера, поэта и композитора Владимира Высоцкого. Когда смотрел спектакль, все время ловил себя на мысли, что хочется сравнить работу актеров Содружества Таганки с синеблузниками. В 20-е годы были такие широко распространенные в стране спектакли с общим названием «синяя блуза». Разыгрывались различные сцены, звучали скетчи, было много злободневной декламации. Можно сказать, что в тех спектаклях витал дух Владимира Маяковского. Очень многие тексты писал Виктор Ардов. Но в тех спектаклях не было песен Высоцкого. И вот сейчас, если вы придете на Таганку, вы увидите нечто и- 20-х годов, но с песнями Владимира Высоцкого, которые сами по себе являются сюжетами из нашей жизни. На фотографии вы видите четырех актеров. В этой сцене занято восемь человек. Это разыгрывается знаменитое – «А ты бы, Зин, сходила б лучше в магазин». Периодически во время спектакля на большом экране возникает фотография Владимира Семеновича Высоцкого. Вот он маленький, когда ему пошили первый военный мундир. Вот он взрослый с гитарой. А вот он с Мариной Влади. И, конечно же, звучит песня незабываемого Ива Монтана. В спектакле мало «чужих» песен, но они есть. И они не мешают общей задумке, а помогают раскрыть время, эпоху, душу самого певца. Я начал эту небольшую рецензию на спектакль с заголовка о колоколе. Нужно посмотреть само действо, чтобы почувствовать, как точно найден этот образ. Не думаю, что нужно призывать идти и смотреть «ВВС». Но тот, кто этого не сделает, очень сильно обеднит себя. Роман Вадимов, газета «Подмосковные известия», 27 марта 1998 г. Посмотреть оригинал