Размер Цвет Изображения Выйти
"Оглянись во гневе" //

"Оглянись во гневе"

В театре "Содружество актеров Таганки", возглавляемом Николаем Губенко, премьера - спектакль по пьесе Джона Осборна "Оглянись во гневе". Это режиссерский дебют одного из ведущих актеров театра - Артема Тынкасова. В постановке заняты молодые артисты из различных театров Москвы, которые несколько лет назад, будучи выпускниками Щепкинского училища, своей дипломной работой выбрали именно эту пьесу, нашумевшую в свое время. И вот спустя несколько лет, уже зарекомендовав себя в ведущих театра столицы, снявшись в кино, вдруг решили восстановить ту студенческую постановку, воскрешая давнюю традицию Таганки. Они считают необходимым для себя выразить то, что наболело у молодежи нынешней России. Известный в театральном мире сценограф, художник, постановщик многих спектаклей на московских подмостках и на далеком Бродвее Ирина Башбеук - Мелик словно соединила два мира, две эпохи, разделенные полувековой давностью. Тяжкая атмосфера послевоенной буржуазной Англии, в которой живут, страдают, любят герои Осборна, оказалась удивительным образом созвучной нынешней российской. В конфликтном мире чистогана и романтических устремлений схлестнулись два начала: материальное и духовное. Желание жить по законам нравственным входит в противоречие с жесткими принципами буржуазной морали. Начало почти комично: Элисон Портер (Мария Скосырева) огромным утюгом гладит гору мужских рубашек. Ее муж Джимми (Илья Древнов) и их друг Клифф Льюис, с которым они делят убогое жилище (два состава: Алексей Дубровский и Антон Фигуровский), сидят по обеим сторонам сцены, закинув ногу и уткнувшись в газеты. Деланной серьезности не выдерживает Джимми. Слово за слово - и спровоцирован скандал, бурное выяснение отношений с женой. Претензии, начинающиеся с, казалось бы, бытовых проблем, цепляния по мелочам, перерастают в обобщение - все в этой жизни не так, все надоело, все одно и то же изо дня вдень. И никакого просвета впереди. Элисон покорно сносит унижения, доходящие порой до садизма. Клифф, невольный свидетель ежедневных семейных сцен, становится своеобразной "жилеткой", в которую может поплакаться ждущая ребенка Элисон. И, наконец, ее подруга детства Елена Чарлз (Екатерина Королева), актриса мюзик-холла, олицетворяющая собой современную бизнес - леди... Не буду вдаваться в подробности достаточно известного сюжета. Скажу только, что этот своеобразный четырехугольник режиссер использует как метод исследования такого и до сих пор загадочного явления, как любовь. Каковы ее формы и возможно ли торжество любви, если она вспыхивает между людьми разного социального уровня и материального достатка? Девушка из высшего света, воспитанная в состоятельной семье, прожившая с родителями в сказочной Индии, Элисон порывает с этим миром, чтобы связать свою жизнь с человеком, которого полюбила. Джимми - выпускник университета, талантливый, умный, амбициозный, но так и не сумевший обрести достойную работу, обуреваемый чувством вины, что, выдернув Элисон из благополучного, материального обеспеченного мира, не в состоянии создать ей привычный житейский комфорт. И так защитная реакция - постоянная агрессия по отношению к жене, желание спровоцировать скандал, подавить ее личность, подчинить, уничтожить ее внутреннюю самостоятельность, независимость, вывести из себя... Сидящая в зале сзади меня молодая женщина шепнула своей соседке: "Сколько же можно позволять так измываться над собой? Я бы запустила в него утюгом и ушла б к родителям". В конце первого акта Элисон уезжает-таки к родителям. Но не в знак протеста против мужнего насилия, а чтобы, повинуясь материнскому инстинкту, обезопасить жизнь не рожденного еще ребенка. Впрочем, сюжет не сводится к обычному семейному конфликту, когда, говоря словами поэта, любовная лодка разбивается о быт. Вспомним, что "Оглянись во гневе" написана в то время, когда в Европе пышным цветом расцветало феминистское движение. Женщины активно боролись за свои права: свобода от всего и всех, от тысячелетиями выработанных морально- нравственных устоев, в том числе и в семейных отношениях. В то же время Элисон удивительным образом сочетает в себе независимость личности, внутренний мир и смирение, олицетворяющее величайшую женскую мудрость. Прими она условия Джимми, запусти в него утюгом, закати скандал, опустись до оскорблений, упреков - и все было бы кончено. Любовь погибла бы безвозвратно. Но любовь Элисон проявляется в терпении, в кротости, смирении, милосердии. Она возвращает к той изначальной гармонии мужского и женского начала, которая удерживает еще наш мир в равновесии. финальные сцены спектакля, когда герои, пройдя через жесточайшее испытание, по-настоящему обретают, наконец, друг друга, особенно сильны. Сыграно всего несколько премьерных спектаклей. Но зритель уже наслышан о новой постановке. Особая благодарность художественному руководителю театра Николаю Николаевичу Губенко, который поверил в режиссера А. Тынкасова, в актеров. И не ошибся. Татьяна Морозова, "Правда", №46 (28512), 22-23 апреля 2003 г.