Размер Цвет Изображения Выйти
"Чайка" //

Театр «Содружество актеров Таганки» отмечает 20-летие спектакля «Чайка» и готовится к большой премьере

Чеховская «Чайка» стала первой постановкой новой труппы после громкого раскола Театра на Таганке. Премьера состоялась в феврале 1994 года. Спектакль стал совместным творением режиссера Сергея Соловьева, художников Владимира Арефьева и Александра Борисова, композитора Сергея Курехина и, безусловно, Николая Губенко, возглавившего «Содружество актеров Таганки». Кстати, именно он все эти 20 лет выходит на сцену в образе беллетриста Бориса Тригорина. О причинах такого феноменального успеха спектакля, а также о предстоящей грандиозной премьере рассказывает заместитель Председателя Мосгордумы и художественный руководитель театра Николай Губенко. — Николай Николаевич, в чем секрет такого долголетия «Чайки»? За это время выросло не одно поколение зрителей, да и труппа театра не раз обновилась. — Над постановкой работала невероятно талантливая команда. Нельзя не отметить и актерский ансамбль «Чайки». Думаю, все эти факторы, помноженные на благодатный чеховский материал, дали успешный результат. Премьеру мы готовили вместе с Леонидом Филатовым. Предполагалось, что будем играть роль Тригорина по очереди. Однако из-за тяжелой болезни он успел выйти на сцену только в одном спектакле. С тех пор я остаюсь бессменным Тригориным. А вообще за 20 лет сменилось три состава исполнителей. Сейчас готовим четвертый. Недавно в театр пришли новые силы - выпускники Щепкинского училища. Будем вводить молодежь в «Чайку» на роли их ровесников. — Роль Тригорина оставите за собой? 20 лет все-таки огромный срок. За такое время уже, наверное, срослись с этим образом? — Нет, конечно. Замена уже найдена, это актер Данила Перов. Считаю, что в свои 72 года не вправе играть Тригорина, которому 45, самое большее 50 лет. Я вообще не сторонник того, чтобы великовозрастные артисты изображали молодых. Идет новое поколение и надо давать ему хорошую работу. Хотя не буду скрывать, мне бесконечно приятно произносить эти чудеснейшие чеховские диалоги. На самом деле, я неоднократно пытался ввести вместо себя на эту роль других актеров, но труппа всячески саботировала мою инициативу. Но сейчас вопрос уже решен. — А как зрители относятся к «Чайке»? — Публика всегда хорошо ходила на этот спектакль. У нас практически на всех «Чайках» были аншлаги. Может потому что мы не так часто играли эту пьесу. Надеюсь, что новый состав зрителями будет также востребован. Кстати, недавно в театре прошло еще одно юбилейное мероприятие. К 25-летию со дня вывода советских войск из Афганистана был приурочен показ нашей постановки «Афган». Спектакль тоже имеет свою историю и по-своему уникален. Он основан на письмах ребят с фронта. Это единственная постановка на территории бывшего Советского Союза, посвященная «афганцам». Премьера состоялась еще в конце 90-х и с тех пор «Афган» неизменно собирает полный зал. Поскольку спектакль входит в городскую программу патриотического воспитания, наша основная аудитория – подростки. Через «Афган» молодежь открывает для себя совершенно неизвестную им историю этой войны, участниками и героями которой становились по сути их сверстники. — Сейчас театр активно работает над новым спектаклем. По слухам, это какой-то невероятно масштабный проект. Раскройте секреты. — Премьера намечена на апрель. Это моя авторская пьеса. Постановка носит рабочее название «Концерт по случаю конца света» и включает в себя историю России с 1612 по 2012 год. Ее герои Минин и Пожарский, Петр I, Николай I и Николай II, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин. — Временной период внушительный. Как возможно вместить несколько столетий водну театральную постановку? — Все исторические обстоятельства, начиная от смуты и до наших дней, будут отображены посредством поэзии. Я бы охарактеризовал спектакль, как технократический коллаж, в котором воедино собрано огромнейшее количество искусств: живопись, музыка, видео, хоры, балет и многое другое. Но это не поток мысли, а умышленное построение исторических сравнений тех или иных обстоятельств, в которые попадала Россия, когда у руля страны стоял определенный лидер. Иными словами, у зрителя есть возможность сравнить эпохи Петра I и Сталина, Николая II и Ельцина. Моя цель - сопоставляя прошлое с настоящим, поставить публику перед необходимостью думать и размышлять, принимать самостоятельные решения. Кроме того, мы снимаем очень много опросов на улицах и спрашиваем прохожих о том, какой вклад, по их мнению, внес тот или иной исторический персонаж. Эти мини-интервью также станут частью спектакля. Важным элементом постановки является и всемирная сеть. Мы берем информацию из интернета, вытаскиваем все данные о тех или иных персонажах и сопоставляем с оценками разных времен. Все это очень интересно. Кстати, даже тот зритель, который придет в театр на спектакль и будет находиться в зале, сможет увидеть себя на экране в контексте происходящего на сцене. То есть публика станет соучастником этого театрального действа. В постановке будут заняты вся труппа и приглашенные артисты. Спектакль обещает стать самым многочисленным по числу участников за всю историю театра. Беседовала Наталья Бурмистрова, "Московское собрание" №3 (192), 27 февраля 2014