Размер Цвет Изображения Выйти
"Концерт по случаю конца света" //

Ирина Решетникова о спектакле Николая Губенко "Концерт по случаю конца света" (Журнал "Диалог искусств")

"Заметим, тотальное беспамятство наших сограждан Губенко считает заразным моральным СПИДом и борется с этим феноменом подобно Гераклу с Лернейской гидрой, и уже не важно, что в его режиссерской позиции явно чрезмерна возвышенна любовь к народу-богоносцу, которую поддевал вилкой еще И. Бунин в «Суходоле» или М. Булгаков в «Записках юного врача». Удивительным образом свое историческое зрелище Губенко с помощью интернет-фона превращает в заостренный по звучанию философский театр.doc. Находит адекватную современную форму для своего, казалось бы, «советского» литмонтажа, и – признаемся – завоевывает симпатии публики. Посыл утонувшей истории вызывает минимум понимания и максимум - сопереживания. Хореографический привет от «маленьких лебедей» смотрится некой мультизаставкой к падению красной империи и распаду СССР, камнепад которого все еще угрожает будущему. Берегитесь, словно говорит режиссер, эти «гадкие лебеди» могут вновь появиться и страница времени будет опять перевернута... Размышляя о неожиданном эффекте увиденной репетиции-спектакле, приходишь к выводу, что традиция Таганки в этом шоу от Губенко неожиданно достигла того искомого уровня опасности, без которого подлинная советская образца 1960-х годов, Любимова и «К» Таганка была невозможна. По ходу зрелища вдруг даже возникла крамольная мысль: да как такое нынче пропустили на сцену? Между тем, так обычно публика реагировала в 1960-1970-е на спектакли Ю. П. Любимова: и это в Москве? То был нерв Таганки: опасно! Пожалуй, нынешнее падение популярности легендарного театра, именно в утрате чувства опасности... ... С уходом советской цензуры вся антисоветская проблематика потеряла остроту, писать об этом – трюизм. Критика стала лестью новым господам власть предержащим. Удивительно, но эта патетическая ода России смотрелась в театре «Содружества…» почти что крамольно. И в этой мятежности Губенко нежданно-негаданно обретал какое-то второе дыхание, если не резкости, то во всяком случае, эффект чего-то выходящего из ряда вон. Где рефреном этой постмодернистской Таганки стали озвученные Николаем Губенко финальные строки: «Русь, куда несешься ты. Не дает ответа...». Беды русской ментальности режиссер видит в забывчивости, в скорости смены эпох, в том, что даже самая неподвижная субстанция из всех - история стала черной дырой, или черной полосой за окном времени..." — Читать полностью