Размер Цвет Изображения Выйти
"Исповедь хулигана" //

"Хулиган" вернулся. Сергей Есенин на театральной сцене.

Режиссер Иванов-Таганский Валерий Александрович известен большинству любителей искусства как артист театра "На Таганке". Многие помнят его в легендарных спектаклях Юрия Любимова - в роли Лаэрта в "Гамлете", Дамиса в "Тартюфе", Керенского в "10 днях, которые потрясли мир", Глумова в "На всякого мудреца довольно простоты"... Меньшинству Иванов-Таганский известен как писатель, автор книг "Обреченная на жизнь" и "Грабли для Сократа" - книги новые, выстраданные, хотя Валерий Александрович давным-давно окончил Литературный институт. Когда-то он работал главрежем прославленного русского театра в Алма-Ате. Потом больше десятка лет провел в Болгарии, также работая режиссером. театра "Содружество актеров Таганки". В Москве уже идут в его постановке "Полковник Птица", "Эдит Пиаф". Последняя работа - "Исповедь хулигана" - акварельная миниатюра в бронзовой раме о жизни Сергея Есенина. В 2002 году надо обладать мужеством, чтобы взяться за такую тему. Изъезженная-заезженная, писаная-переписаная, "замусоленная" творческая биография великого поэта. В спектакле играют трое. Один из них - Завикторин Владимир - вылитый Есенин. Без всякого грима. Они, впрочем, все играют без грима. Кирилл Петров выступает сразу за многих персонажей, бьет чечетку, поет, леденит кровь публики в образе Черного человека и даже танцует в парандже за Шагане. Композитор Сергей Серегин играет на гитаре и поет стихи Есенина на собственную музыку. Сергей - профессиональный вокалист, но здесь он поет очень тихо и отчетливо, подчеркивая каждый звук и слог, так, что получается похоже на манеру исполнения Вертинского, на ту эпоху в целом. А когда-то, когда-то... Веселым парнем. До костей весь пропахший Степной травой. Я пришел в этот город с пустыми руками, Но зато с полным сердцем И не пустой головой. На сцене - пара старинных стульев, торшер с мягким, приглушенным светом и большие фотографии - черно-белые, немного размытые лица Есенина и его родителей, Айседоры Дункан - задумчиво танцующей. Портреты открываются, как двери, и тогда зрители оказываются в туманном, сумеречном Петербурге. Железная витала тень Над омраченным Петроградом. Колдовские чары страшного города, грозного времени ткут суровую нить судьбы гениального поэта с нежной, ангельской внешностью. Кому-то очень хотелось представить и оставить его в памяти потомков в образе кабацкого дебошира, легковесного певца деревни и выпивохи. Но писал Есенин исключительно на трезвую голову и анализировал революцию не хуже Бунина: Все вы стадо! Стадо! Стадо! Неужели ты не видишь? Не поймешь? Что такого равенства не надо? Ваше равенство - обман и ложь. Старая гнусавая шарманка. Этот мир идейных дел и слов. Для глупцов - хорошая приманка. Подлецам порядочный улов. Без привычного надрыва и претензии на вокал артисты исполняют песни почти неизвестного нам Есенина. Они обращаются к публике, призывают ее в свидетели, и зал в ответ напряженно молчит, понимая, что не мог такой сильный, глубокий, крестьянский сын взять и удавиться. Если уж на то пошло, то у него был пистолет, который он приобрел во Владикавказе. Револьвер, конечно, исчез. Как пропал бесследно пиджак, в котором Сергей Есенин в роковой день зашел в свой номер. Договор зверей окраски разной. Люди обычаи чтут, как науку, Да только какой же в том смысл и прок, Если многие громко сморкаются в руку, А другие обязательно в носовой платок. Мне до дьявола противны. И те, и эти. Артист Владимир Завикторин ничего вроде бы особенного (на взгляд из зала) не делает. В том-то и дело. Он просто сам на миг становится Есениным. Растерянным или сентиментальным, гневным или робким, но - настоящим. Трогательная искренность, естественная, как сама жизнь на земле "с названьем кратким Русь", поэзия, которую понимают все, обволакивает зрителей восхищением и тоскою. От такого коктейля шумит в голове, сердце вышибает из ритма и мокнут глаза. О, странны совпадения в нашей жизни. Одним из немногих внимательных и доброжелательных критиков Сергея Есенина был Иванов-Разумник. Иванов-Завикторин член Союза писателей, артист и автор двух книг. Учится в литературном институте на отделении поэзии. В малом зале театра исполняет свои бардовские песни. Темы его стихов: любовь, Россия, история драмы. В одном из упоминаний в Интернете о Завикторине изволили высказаться так: "В негласном состязании за самое бестактное, безвкусное и недостойное выступление пальму первенства следует поделить между Андреем Вознесенским, читавшим стихи о мобильных телефонах, и начинающим литинстутовским сумасшедшим Владимиром Завикториным, огласившим длинную поэму, повествующую о том, памятники Пушкина и Гоголя, прогуливаясь по Бульварному кольцу, благословляют автора на служение поэзии". Чуть выше, на другом сайте, правда, - два года спустя, он объявлен уже иначе: "Владимир Завикторин. Песни и поэзия. "Беседка". Здесь нежность правят в грубое словцо, Чтоб невзначай не выглядеть нелепо, Здесь, как везде, не любят подлецов И верят слову набожно и слепо. Ольга Звягина, "Сигнал", №3 (34), 26 марта 2002 г.