Размер Цвет Изображения Выйти
"Очень простая история" //

"Домострой в жанре басни"

В театре «Содружество актеров Таганки» поставлен забавно-философский спектакль «Очень простая история». Режиссер Николай Губенко, которому славы не занимать, взялся за пьесу дебютантки в драматургии Марии Ладо. За что ему уже можно поаплодировать. А точнее, за риск и стремление поддержать талантливого человека, работающего в стиле одаренных художников-примитивистов. В спектакле показаны эдакие сельские Монтекки и Капулетти. Только Ромео и Джульетта уже согрешили, и речь идет о том, как быть с не рожденным еще ребенком. Нет чтобы, как прежде, быстренько прикрыть грех девки, отправив непутевую под венец. Тем более что и виновник любит девушку. Но вот ведь парадокс: такие они вроде бы современные, эти Алеша и Даша (Владимир Завикторин и Мария Федосова), живущие по принципу «любить так любить», но, коли родители запрещают жениться и требуют аборта, так готовы покориться. Такое вот причудливое сплетение домостроя и современности, нравственных и безнравственных особенностей в характерах. В спектакле еще много парадоксов. В частности, тоже связанных с традицией и современностью. Один сосед (Михаил Басов) не любит другого, поскольку сам он труженик, справный хозяин, а тот - бездельник и пьяница (Александр Пряхин). Тем не менее, симпатии драматурга и режиссера на стороне второго. Именно этот бездельник, отец юноши, хочет, чтобы малыш появился на свет, и готов ради этого помириться с соседями. Могли ведь авторы в амплуа благородного отца вывести трудягу - но нет, не удостоили его такой чести. Однако шарм спектакля прежде всего в том, что главные его герои... - обитатели скотного двора. Все происходящее среди людей показано еще и глазами наивных и кротких животных. Лошадь, Свинья, Корова, Петух, Пес (прекрасные работы Елизаветы Устюжаниной, Лидии Савченко, Марии Рябковой, Артема Тынкасова). Вот они-то и побуждают нас задуматься... об истинной нравственности. Домашние животные никак не могут взять в толк: зачем убивать детеныша, который должен родиться? Им невдомек: зачем кого-то к чему-то принуждать? Самый трогательный персонаж этого спектакля - Свинья (Лидия Савченко). Мечтательница, она так рвется за пределы скотного двора, так хочет узнать, что такое лес, река. Вот лошадь и пес - тем больше повезло, они многое видели... А еще она очень любит хозяина. Того самого справного мужика. И когда он ведет ее закалывать, наивная Свинья счастлива: она идет с ним рядом! То, что животные лучше людей, - мысль не новая. Но на сцене Таганки это показано с такой щемящей интонацией, что на глазах появляются слезы. В какой-то степени этот спектакль-басня. Только в отличие от басен Крылова в нем все животные хорошие. Носители греха - только люди. Над наивом можно посмеяться, хотя порой он ставит в тупик. Елена Белостоцкая, Московская среда №1 (9).