Размер Цвет Изображения Выйти
О театре //

"На Таганке появится театральный бульвар"

Проект реконструкции театра на Таганке был представлен в Москве на прошлой неделе. Выполненный известным немецким архитектором Юргеном Виленом, он предусматривает строительство целого театрального городка из стекла и бетона. Сама идея реконструкции знаменитого театра возникла не вчера. Напомним читателям, что фактически сегодня по соседству существует два театра на Таганке: творческий коллектив под руководством Николая Губенко обитает в здании, построенном в 1912 году архитектором Г. А. Гельрихом в манере неоклассицизма, а труппа Юрия Любимова занимает новую сцену, спроектированную в 1980 году Юрием Гнедовским. Каждое здание по-своему уникально и заслуживает внимания, но вместе они так и не образовали гармоничный архитектурный союз. В 1998 году Общественный совет при мэрии Москвы по проблемам формирования градостроительного, архитектурного и художественного облика города утвердил проект создания Международного экспериментального театрального комплекса в районе Таганки. Его градостроительная концепция предусматривает, что в районе Таганки будет создан единый комплекс, в состав которого войдут не только театры, но и расположенный неподалеку Музей В. С. Высоцкого. Для этих целей театрам на условиях аренды был предоставлен земельный участок площадью 0,6 га по Нижнему Таганскому тупику (владение 5–13). Таким образом, новая сцена театра на Таганке будет построена за существующими театральными зданиями, во дворах вдоль Нижнего Таганского тупика, между Садовым кольцом и двухэтажным домом, где сейчас находится музей Владимира Высоцкого. Сам же Нижний Таганский тупик будет закрыт для машин и превратится в театральный бульвар – первый в столице. Его территория будет благоустроена для пешеходов, причем особое внимание архитекторы уделят именно любителям театра: об истории развития театрального искусства в районе Таганки расскажут и специальные информационные стенды, и скульптурное оформление, и даже фонари необычной формы. Особую атмосферу игры и лицедейства создаст и само новое здание – к этому фантазер Юрген Вилен приложил максимум усилий. Внешне объем новой сцены будет восприниматься как восьмиэтажная стеклянная призма, в центр которой помещен золотистый «кокон» – собственно театральные подмостки и зрительный зал на 1000 мест. Тончайшая золотая «вуаль» будет покрывать и внешние стены комплекса, так что у посетителей, шагнувших с улицы в фойе, сложится полное впечатление присутствия в ином, ирреальном мире. По словам самого архитектора, его здание представляет собой витрину, позволяющую театралам не только увидеть царство Мельпомены изнутри и снаружи, но и самим стать участникам зрелищного пространственного спектакля. Для усиления этого эффекта Юрген Виллен предусматривает в новом здании уличный занавес на всю высоту прозрачных стен. В зависимости от его положения посетители будут чувствовать себя либо действующими лицами камерной пьесы, либо участниками грандиозного общегородского перформанса. Кстати, занавес решено сделать малиновым – этот цвет наиболее удачно перекликается с брутальным кирпичным фасадом театрального здания 1980-х, что актуально, поскольку вход в новый театральный объем будет расположен со стороны Садового кольца. А на плоской крыше, также стеклянной, будет размещена специальная кристаллическая пленка, которая сможет делать потолок либо прозрачным, либо превращать его в огромный телеэкран. Из фойе зрители будут двигаться по спиралевидному пандусу, который не просто соединяет входную зону со сценой, но обвивается вокруг последней. И это также сделано ради усиления эффекта «театральности». Утилитарное пространство гардеробных-буфетов возведено архитектором в ранг Актера – оно постоянно меняет свой масштаб и перспективу, поражая пришедших своим многообразием и пластическим богатством. Заказчиком и девелопером нового театрального строительства выступает Rose group, известная проектами застройки Остоженки. Естественно, что и строительство нового театра – проект не благотворительный, а направленный на получение вполне конкретной коммерческой выгоды. Вот почему объем сцены будет дополнен тремя многофункциональными корпусами, которые впоследствии станут или офисными комплексами, или элитным жильем. Правда, и этим стеклянным объемам сглаженных эллиптических форм будет не чужда культурная функция: в них планируется разместить несколько кинозалов, книжных магазинов, галереи, арт-кафе. Корпуса выстроены в ряд, и при этом чем глубже в историческом квартале расположено здание, тем меньше оно по объему. Вторя окружающей застройке, эти дома поставлены не строго параллельно, а под разными углами друг к другу, что лишает комплекс монотонности. Самое же интересное, что все они будут соединены стеклянными галереями, врезанными в здания опять же под разными углами и связывающие корпуса сразу на нескольких уровнях. Эти переходы будут остеклены, а на их кровлях архитектор предлагает разбить скверики – «пьяццо». А под галереями запроектированы внутренние дворы, предназначенные для перформансов и просто тусовок. "Собственник", журнал о людях и домах, июль 2007 г.