Размер Цвет Изображения Выйти

Чайка

Драма в двух действиях.

16+ 


Продолжительность:
2 часа 30 минут

Ближайшие спектакли:
Постановка Нар. арт. России Сергея Соловьева.  Художники: Нар. худ. России А. Борисов, Засл. худ. Украины В. Арефьев. Композитор С. Курёхин. Помощник режиссера И. Яцынина.

В спектакле заняты:

Губенко Николай Николаевич
Базынков Владимир Геннадьевич
Басов Михаил Юрьевич
Емцов Алексей Владимирович
Завикторин Владимир Владимирович
Корнилова Елена Константиновна
Лебедев Михаил Серафимович
Муляр Денис Сергеевич
Оболенская Елена Георгиевна
Плентайтис Александр Ромуальдович
Радунская Виктория Александровна
Рябков Николай Николаевич
Серков Роман Петрович
Тынкасов Артем Лонгинович
Усок Ирина Петровна
Устюжанина Елизавета Николаевна
Федосова Мария Александровна
Фокина Полина Владимировна
Белоцерковский Дмитрий Сергеевич
Рябкова Мария Николаевна
и другие

Несмотря на отсутствие государственного финансирования, продолжающиеся судебные процессы и многочисленные технические трудности, практически на следующий день после своего образования новый театральный коллектив начал репетиции первого спектакля - "Чайки" А. П. Чехова в постановке С. Соловьева. Самоотверженность, с которой работали актеры, стала залогом будущих творческих удач.

В декабре 1993 г. к отсутствию зарплаты и постоянному холоду в неотапливаемом здании театра прибавилась новая беда - отключение электроэнергии. В течение трех недель пришлось проводить репетиции в буквальном смысле при свечах. Но уже ни что не могло сломить решимость коллектива любой ценой выпустить премьеру и, тем самым, доказать свое право на жизнь, свою человеческую и творческую состоятельность. Результатом подвижнической работы труппы стала состоявшаяся 5 февраля 1994 года премьера.

"Воля режиссера, профессионализм актеров, блистательный талант художников А. Борисова и В. Арефьева, композитора С. Курехина помогли осуществить чеховский спектакль, равного которому по постановочному размаху Москва не знала давно. Более того, теперь можно говорить о рождении в Москве одновременно с "Чайкой" нового театра под названием "Содружество актеров Таганки".

Сказать, что постановка стоила 250 миллионов рублей, что грандиозные декорации надо собирать неделю, что наполнение "подлинного пруда"требует 24 тонн воды, что зеркало сцены охватывает партер с трех сторон, так что зритель, попадая в зал, оказывается как бы во дворе усадьбы, значит, ничего еще не сказать о самом спектакле. Ибо спектакль - это ансамбль всех его составляющих" (А. Высторобец). "Единственным откликом зрителя на произведение искусства, - считает Сергей Соловьев, - является душевное волнение.

Вряд ли зритель взволнуется от того, как поставлена проблема адаптации молодежи к взрослой жизни, а ведь и так можно рассказать содержание чеховской "Чайки", подогнать декорации, актерские задачи под эту расхожую идею. Мне важно, чтобы, минуя логические связи, возникло магическое пространство, а в нем - магия тайных связей между людьми".

Пространство сцены "Содружества актеров Таганки" весьма своеобразно. Его декорационное решение мы сочинили вместе с Александром Борисовым и Владимиром Арефьевым. Нелепая, колоссальных размеров сцена упирается в стену с окнами. Нет кулис и сценической коробки. Все это стало частями основного магического образа - дома, усадьбы и озера.

Живая вода, лодки плавают, цветы растут Смесь поп-арта с эстетикой "Лебединого озера" сталинской поры. Когда я пытался объяснить актерам, "про что" постановка, то сказал, что содержание первого действия - сумерки и наступление ночи, второго - солнечный ветреный день в июне, третьего - предзакатное состояние природы, четвертого - ночной осенний дождь и медленно занимающийся туманный рассвет. Сергей Курехин написал к спектаклю, на мой взгляд, волшебную музыку. Это высокой зрелости и ясности неоклассическое сознание. "Режиссерской доминантой спектакля была атмосфера. Создание ее, пожалуй, главная стратегическая задача постановщика.

Подлинность интерьера, кинематографическая точность деталей, поиск актерского отношения к ним и, конечно, музыкально-звуковая драматургия - отличительные стороны режиссерского прочтения чеховской классики. В ней для Соловьева одним из главных действующих лиц является время" (И. Горюнова). "Мы никогда еще не видели таких возможностей Новой сцены Таганки. Всю левую стену зала сняли, вместо нее повешен тюль, расписанный и аплицированный под заросли помещичьего сада за белой аркой ворот. Много слоев тюля, уходящего все дальше в глубину, создают ощущение огромного густого парка, за которым видна освещенная комната, а в вышине, среди веток, когда требуется по сюжету, огромной плошкой прожектора загорается луна. Справа вместо служебного "кармана" сцены тоже возведен парк, а в нише устроена комната, пылает камин, где Костя жжет рукописи, тихо горит керосинка. Задняя кирпичная, с окнами, стена сцены, приобретя колонны, лепнину и крыльцо, стала фасадом помещичьего дома. На верхнем этаже в комнатах горит свет, ходят люди" (Д. Годер).

"Соловьев считает, что возрождение русского реалистического театра состоится на путях неоакадемизма. И он по-своему прав. Зритель истосковался по Человеку на сцене с его индивидуальным характером, судьбой. Именно этим ведь и богата русская театральная традиция. С полной определенностью можно сказать, что театр "Содружество актеров Таганки" начал на очень высокой и ответственной ноте, чистой, пронзительной, звонкой" (А. Выстробец). В течение сезона театр показывал зрителям "Чайку" при постоянных аншлагах без выходных, по бродвейскому принципу.

Н. Губенко: "Чайка" сыграла для нас роль основополагающую. Театр собрался, осознал свою способность существовать как творческий коллектив, но говорить о том, что "Содружество" окончательно состоялось, пока рано". Нам по-прежнему не дают спокойно работать, держат на "голодном пайке", и, я думаю, Юрий Петрович Любимов в бытность свою инакомыслящими диссидентом не испытывал тех трудностей, которые то и дело возникают у нас - в период поощрения самых разнообразных форм инакомыслия". Не только после премьеры "Чайки" в 1994 году, но и поныне, в 1998-ом, имея в своем репертуаре восемь спектаклей, пользующихся неизменным интересом москвичей, "Содружество актеров Таганки", будучи государственным театром, не получило ни копейки положенных ему по закону государственных средств. Между тем труппа театра стала пополняться новыми актерами - в основном это были молодые люди, пришедшие в театр со студенческой скамьи.

Н. Губенко: "К нам сейчас пришли замечательные ребята из театральных училищ: хотим у вас работать. Я им говорю: у нас нет денег, чтобы платить вам, а они отвечают, что согласны работать даром. Никогда, видимо, не удастся в России поставить рубль или доллар как некий нравственный идеал. Еще очень много остается людей, для которых реализация себя в профессии, самовыражение, полезное для общества, значат неизмеримо больше". — "РИА НОВОСТИ" о юбилее спектакля"Чайка"

Отзывы о спектакле

«Несколько дней назад были на "Чайке". Сидели на 11-ом ряду. Ничего не слышно!!!! Весь спектакль напрягала слух, под конец даже голова заболела, пенсионеры сидевшие за нами ругались в голос из-за того, что ничего не было слышно! Губенко что-то еле-еле бормотал себе под нос, актриса, игравшая Заречную слаба, тараторила текст без пауз, боясь что-нибудь забыть и очень тихо!!! Губенко в роли соблазнителя просто смешон (прощу прощения, срочно меняйте актера)! Когда Заречная гладила его по лысине, приговаривая, как ей нравятся его шелковистые волосы - спектакль превратился в комедию и фарс. Единственный плюс постановки - декорации, действительно глаз радовали! В остальном - худший спектакль вашего театра, который я видела (смотрели "Дурь", "Миллионершу", "ВВС", Есенина, "Арену жизни" и детские спектакли).»
11.11.2013
«Сказать по правде, когда зашел в зал и увидел декорации, поразил настолько качественный подход к постановке. Ожидая самого действия, предполагал, что и игра актеров оправдает ожидания, однако чем дальше смотрел данное произведение, тем больше понимал, что чуда не произойдет. После антракта, если честно, уже хотелось домой. Ну зачем загромождать такое произведение никому ненужными действиями на сцене, рассчитанными на внешний эффект! Кому были нужны эти керосиновые лампы вдоль сцены (аж 10 штук) которые никак не хотели зажигаться и постоянно тухли, или эта бедная чайка, брошенная осветителем в озеро, от чего брызги летели на зрителей в первом ряду, про ружье я уже молчу, когда оно появлялось в руках у этого худосочного персонажа, постоянно дрыгающего руками и ногами, пытаясь изобразить тем самым эмоции и свой душевный надлом, хотелось побыстрей заткнуть уши пальцами, чтобы не оглохнуть от звуков выстрела. Игра молодых актеров откровенно слабая, а взрослых - неубедительная. Так и хочется сказать, НЕ ВЕРЮ!!! Зачем было переносить действие за сцену, особенно после антракта во второй части представления, для того, чтобы зрители в первых рядах сидели со свернутыми шеями? Какой положительный эффект от этого достигнут, кроме непонятной водяной пыли, изображающей дождь, на основной сцене! Ну ни это главное!!!! Аркадина явно напоминала манерой поведения эту вредную бабу из Покровских ворот, которая никак не могла разобраться со своими мужьями, чем вызывала еще большее раздражение! Актеры, играющие Тригорина и Аркадину слишком стары для этих ролей и явно не той комплекции, то что такой Тригорин может вызвать любовь у молоденькой Заречной, которой он годиться в дедушки, вызывает сильное сомнение. А к чему эта огромная статуя посередине сцены, загромождающая пространство в центре и отвлекающая на себя внимание, тоже ясно не до конца (декорации хорошие, но слишком много лишних деталей). Озеро хорошо! Но зачем постоянно показывать зрителю, что оно настоящее и как мы (театр) постарались, от этого постоянного хождения по воде, когда нужно и когда не нужно, художественная ценность постановки не увеличится! Как вывод, хочу сказать, еще раз убедился, ГЛАВНОЕ в театре НЕ ФОРМА, А СОДЕРЖАНИЕ! Уж лучше пусть будет голая сцена, но при этом ТАКАЯ игра актеров, от которой слезы на глазах и мурашки по коже! А не так, что когда Треплев застрелился, с чувством облегчения захотелось побыстрее убежать домой..... »
20.03.2013
« Чайка в САТ - это очарование! Одни декорации чего стоят! Но есть и замечания. Уважаемый Николай Николаевич! Ну. какой Вы ловелас? Эту роль надо срочно передать какому-нибудь роковому красавцу типа Дружникова в "Попрыгунье". А Вы для нас директор: автозавода, театра - чего угодно, только не донжуан. И ещё не понравилась актриса, которая нюхала табак. Она создала на сцене какой-то карикатурный образ рыночной торговки. Было бы интереснее, если б это была интеллигентная, но эмансипированная женщина, так как и задумывал Чехов. И дождь на сцене неестественно шумит, а потом ещё очень долго капает и всем мешает. Пожалуй, это все недостатки. ВсЁ остальное одни достоинства! Актёры очень хороши! Даже те, которых я до этого считала бездарностями, вдруг раскрылись и оказались очень даже талантливыми. Необыкновенно интересен Емцов, Муляр, Устюжанина. Особо хочется сказать о Федосовой: чудо! Только такой и должна быть Чайка! Восхитительна! Очаровательна! Между прочим, и актёр, изображающий лай собаки, делал это талантливо! Интересно, кто это был? И последнее. Перед началом спектакля необходимо объявлять не только о том, чтобы отключали мобильные телефоны, но и о том, чтобы не распивали в зрительном зале никаких напитков. А то скоро сэндвичи начнут таскать. »
27.04.2011
«Были на спектакле вчера с сыном 15 лет. Очень понравилось. Видел этот спектакль в далёком 1998 году, но ушёл после первого действия: раздражала Нина Заречная (не помню, кто её тогда играл) и убитая чайка, больше похожая на утку. В этот раз утка была всё таже, но все актёры (даже не могу выделить кого-то специально) была на высоте! Хотел попасть на этот спектакль в прошлом году (всё-таки год Чехова), но он шёл только один раз и то в каникулы. Хорошо, что мечта осуществилась в этом году. Не хотел выделять никого из актёров в этом гармоничном спектакле, но об актрисах просто обязан сказать, так как пришёл в театр без цветов: Спасибо Вам за прекрасный вечер и Антона Павловича Чехова!»
19.01.2011
«В этом театре была на Чайке два раза. Мне очень нравиться: и игра актеров, и декорации, одна задумка сделать озеро в зрительный зал многое стоит. А когда на сцене идет дождь – это просто незабываемо, появляться чувство легкости. Всем своим знакомым рекомендую посмотреть Чайку именно здесь.»
09.01.2010
«"Чайка" в Содружестве - лучшая постановка из всего Чехова во всей Москве. И декорации необыкновенные, они также дают стимул артистам играть так искренне. Они как будто живут в этой атмосфере. К сожалению, смотрела этот спектакль больше 2-х лет назад, наслышана, что сейчас ввелось в него много новых артистов. Стоит ли посмотреть с новым составом? Спасибо за доставленные эмоции! Это незабываемо! Нина Семёновна.»
24.11.2009
«Бала на "Чайке" недели две назад. Просто прелесть! Это лучшая постановка, которую я видела. Буду ходить столько на этот спектакль, сколько его будут ставить!!! »
19.11.2009
«попросите Емцова позвонить в екатеринбург. 8 908 908 68 62 . Спасибо.»
30.04.2009
«сегодня была замечательная "чайка". многие путали слова :) Особенно запомнилось: "Хорошо сидеть в номере и удить.. ой! учить слова!" :) но в целом спасибо за вечер. за возможность окунуться в другое время... хорошо... спокойно. интригующе ;)»
25.03.2009